Трамвайная ветка по льду Невы

Тема дореволюционного питерского трамвая периодически проскакивает в моих рассказах.
Теперь же посмотрим одну замысловатую питерскую причуду из 19 столетия: трамвайная ветка по льду Невы.

Трамвай 1

Началось это мероприятие в 1895 году в виде перевоза от Сенатской площади до Васильевского острова, причем ветка делалась сразу электрифицированной и была первой такой в Питере, поскольку была проблема, связанная с выданной владельцам конных линий монополистической лицензии на городские железнодорожные перевозки по суше.

В дальнейшем система расширилась.
Товарищество для эксплуатации электричества М.М.Подобедова и Ко» проложило по льду три трамвайных маршрута: от Сенатской площади на Васильевский остров, от Дворцовой набережной на Мытнинскую набережную, от Суворовской площади на Выборгскую сторону. Затем добавили еще один маршрут: от Суворовской площади на Петербургскую сторону. Проект оказался очень прибыльным — за сезон удавалось перевезти до 900 тыс. пассажиров, что подтолкнуло городские власти к судебной тяжбе с владельцами конно-железных дорог (длившийся с февраля 1896 по сентябрь 1902 года) с целью признать недействительным вышеупомянутый договор от 1875 г.
(Подробности скопировал отсюда:
http://billy-red.livejournal.com/389302.html)

В приличном качестве удалось найти два изображения остановок.

У Дворцовой.
Трамвай 2

И у Академии Художеств.
Трамвай 4

Стоимость проезда состовляла от 3 до 5 копеек. А для детей при родителях — бесплатно.
Трамвай 3

Сама система, несмотря на лёд в качестве земли, особо не отличалась необычностью.
На остановках тупики.
Трамвай 5

Между ними — обычная двухпутная полоса
Трамвай 6

Ну а сам путь представлял собой вмороженные шпалы и на них узкоколейная колея.
Трамвай 7

Вот как-то так всё это выглядело.

Трамвай 8

Кстати, обратите внимание на этот снимок.
Здесь на заднем плане в кадр попали деревянный предшественник современного Дворцового моста, а также можно увидеть, что рядом с Восточной аркой Адмиралтейства раньше стояло совсем другое здание…
Интересно, что стало с ним.

Трамвай 9

С наступлением весны трамвайные линии убирали.
А уже в 1910 году эти замысловатые трамвайные линии были проложены в последний раз.

Трамвай 10