Собор Мирожского монастыря | Второй день во Пскове

Для тех, кто пропустил, рассказ о первом дне.

На второй день июльского пребывания во Пскове у нас с Алексеем была запланирована обширная программа. В том числе мы посетили совершенно необыкновенный Мирожский монастырь.
мирожский монастырь

А если быть точнее, то его главный собор. Справедливости ради, сразу отмечу, что уже около 150 лет собор не действует и является в первую очередь выдающимся памятником архитектуры и живописи 12-го века.
мирожский монастырь

На самом деле, мы пришли туда просто «поглазеть» и я даже не брал фотоаппарат, поэтому в отчёте представлены фотографии, сделанные Алексеем, а также два фото (не подписанные) пришлось позаимствовать на просторах интернета.
Однако, когда уже мы вошли внутрь (кстати, пускают в собор крайне редко, что связано с климатическими особенностями — внутри должен быть постоянный климат — так что нам повезло), чуть позже туда же вошла экскурсионная группа с совершенно очаровательной и внешне, и профессионально девушкой-экскурсоводом (её фото нет, увы).

Фреска над входом в собор.
мирожский монастырь фрески на входе

Очаровательным и очень приятным голосом она поведала о соборе несколько интересностей, которыми я и хочу поделиться.

Основан собор был в 1140-х годах, а уже в 1150-х годах его приехали расписывать фресками византийские мастера.
Если честно, не помню какими именно камнями они это делали, но суть в том, что это были не в чистом виде краски, а какие-то известняковые способы, при помощи которых изображение наносилось как бы под верхний слой поверхности стены.
Благодаря этому, многие фрагменты 12-го века сохранились до наших дней.

К сожалению, в средние века церковные деятели не раз порывались восстановить графическую целостность рисунков, поэтому значительная часть исходных фресок скрыта под более поздними (и более яркими слоями), которые в настоящее время аккуратно удаляют мастера своего дела, потихоньку открывая всё больше фрагментов именно 12-го века.

Вот участок, целиком представляющий изначальную живопись:
мирожский монастырь фрески

Он же, немного крупнее:
мирожский монастырь фрески

Вообще, как сказала девушка-экскурсовод, даже если бы в соборе сохранилась бы только одна эта стенка с этой фреской, это уже был бы памятник мирового искусства. В России таких больше нет, да и во всём мире огромная редкость.

Однако это не единственное достоинство собора. Во-первых, практически все архитектурные решения оставлены такими, как они были восемь столетий назад. Кстати, очень интересно наблюдать, что в других псковских церквях и соборах эти архитектурные решения копировались — например специальные стеночки для колоколов. Нигде в других местах такого не встречал.

Также в соборе совершенно уникальная графическая композиция, кратко и очень наглядно демонстрирующая основные события из библии. Очевидно, что в древности люди не вполне умели читать и писать (летописи, конечно, велись, но ведь мы ведём речь о 1100-х годах!), поэтому намного проще было посвящать население в историю веры посредством рисунков.

Отмечу, что композиция сохранилась совершенно уникальным образом и даже сегодня, при некотором желании, вполне можно всё понять, даже не обладая специальными познаниями. Нет, я не имею ввиду каждую фреску в отдельности, я имею ввиду именно повествование, переходящее от одной фрески к другой.

Ещё несколько фотографий.
мирожский монастырь роспись потолка

мирожский монастырь

мирожский монастырь

Ну и напоследок, нельзя не упомянуть о чуде, связанном с собором. Во время второй мировой войны, а во Пскове было много сражений, в окно собора слетел боеспособный немецкий снаряд. Он врезался в стену… Но не взорвался. Совершенно удивительное ощущение можно испытать, когда смотришь на метровой ширины дыру в стене от этого снаряда.
Обязательно покажу фотографию, если удастся найти.

Те, кто заинтересовался, могут немного почитать по теме в Википедии, а я скоро подготовлю и покажу фотографии из Печорского мужского монастыря, в который мы съездили на третий день пребывания во Пскове.