Русская железнодорожная сеть к 1 января 1872 года

Так получилось, что мне доводилось не единожды участвовать в различных дискуссиях, доказывая очевидную для меня вещь — начиная с середины 19 века и вплоть до гражданской войны Россия не только не была отсталой страной, но, вообще-то, являлась одним из мировых лидеров.

Каждый раз, когда я нахожу свидетельства в пользу этой точки зрения, я очень радуюсь. И спешу поделиться очередной находкой.

Русская железнодорожная сеть к 1 января 1872 года

Действительно, хотя мы были второй страной в мире (после Англии), где была построена железная дорога (усилиями отца и сына Черепановых), построившими также и первый русский паровоз, с точки зрения железнодорожной сети мы сильно отставали от лидеров в этой области.

Русская железнодорожная сеть к 1 января 1872 года

Однако очевидно, что уже в 1860-х годах, дело сдвинулось с мёртвой точки. Впрочем, мы всегда были весьма консервативным обществом, и здесь исключения не наблюдается.
Следует только отметить, что массовое строительство железных дорог связано с привлечением частных капиталов, и, полагаю, отменой крепостного права, поскольку до 1861 года.

Русская железнодорожная сеть к 1 января 1872 года

Русская железнодорожная сеть к 1 января 1872 года

Таблица, показывающая когда и какие железные дороги были открыты.

Русская железнодорожная сеть к 1 января 1872 года

Русская железнодорожная сеть к 1 января 1872 года

Ещё один любопытный документ — сравнение частных и государственных железных дорог. Статистика налицо, в общем-то.

Русская железнодорожная сеть к 1 января 1872 года

В завершение отсканированных цитат из этой небольшой книжки, нагляднейшая таблица, показывающая объём пассажирских перевозок.
Не знаю, каков сейчас пассажиропоток на этих же дорогах, но лично меня впечатляет. И, кажется, данная таблица об отсталости России никак не свидетельствует, хотя это, конечно, тема для отдельной и обстоятельной дискуссии 🙂

Русская железнодорожная сеть к 1 января 1872 года

Помимо представленных таблиц, в книжке также было много текста о развитии железнодорожного сообщения в других странах, а также таблицы, рассказывающие о каждой из железных дорог подробно.
Особого интереса они не вызвали, поскольку, в отличие от людей, читавших её 140 лет назад, у нас есть интернет с её Википедиями.

Единственное что заинтересовало — были там сводки о прибыльности и доходности железных дорог. Сканировать не стал, но запомнилось, что все они были прибыльные и доходные, то есть явно не дураками строились и эксплуатировались 🙂