Музей московского метро, часть 2, путевые схемы

В первой части рассказа речь шла о появлении метро в Москве, теперь же я расскажу о послевоенном развитии метро на примере путевых схем.

А развитие, действительно предполагалось основательное.

Железнодорожный ввод, о котором идёт речь в описании, на карте отмечен линией из точек. Существующие линии отмечены жирными линиями, а почти построенная кольцевая жирным пунктиром. Музей московского метро

Хорошо видно, что первоначально делать все линии сквозными через центр не планировалось. Как показала практика, идея вполне здравая, поскольку этой возможностью спустя 60 лет пользуются от силы несколько процентов пассажиров. Музей московского метро

Ещё фрагмент. И, опять-таки, весьма разумное ответвление в сторону Мосфильма — там и по сей день глушь, можно сказать. Музей московского метро

Один из вариантов на 35-й год. Вероятно, бестолковое развитие метро в центре города взяло начало именно с этого плана. Схему можно открыть в большем размере. Музей московского метро

А это сувенирная схема 40-х годов. Отметим нелепую повёрнутость схемы севером вправо, а также то, что кольцо по-прежнему называется большим. Музей московского метро

Данный рисунок интересен демонстрацией того, в чью честь метрополитен был назван изначально.Музей московского метро

Ещё фрагмент. Музей московского метро

И снова ветку в центр «сувать» не планируется. Музей московского метро

И ещё одна схема. Музей московского метро

Из всех перспективных она, пожалуй, больше других интересна своей продуманностью и логичностью. И снова проектировщики с упорством рисуют так и оставшуюся фантазией линию к Мосфильму.
Можно открыть в большем размере. Музей московского метро

А этот вариант знаменит тем, что именно здесь появляются уродливые типовые станции Калужской ветки на юге, Синей ветки на востоке и голубой ветке в полном составе от кольцевой и до конечной.
Фееричная бестолковость сдвоенных веток (голубой и синей) поражает. Даже в час пик эти станции пусты.Музей московского метро

Ещё проект. Музей московского метро

Перспективные схемы и линии по-прежнему забавны для современного москвича.
Можно открыть в большем размере. Музей московского метро

Сама схема при этом приобретает вот такой вид. Музей московского метро

Дальше развитие идёт уже известным образом. Музей московского метро

Будущая серая ветка из двух станций веселит.Музей московского метро

Почти современно. Музей московского метро

Такие вот ужасные карманные схемы с прямыми линиями просуществовали долго. Разглядеть на них ничего нельзя было. Музей московского метро

1984 год. Музей московского метро

Кстати, передовое решение Студии Лебедева в виде круглых пересадок на схеме Музей московского метро

Впервые встречается именно на этой схеме. Воистину, всё новое — хорошо забытое старое.

Музей московского метро

1985 год. Музей московского метро

Ну и, под конец, фотография большой схемы, озаглавленной в музее как схема развития метрополитена к 2030-му году. Схема эта нарисована в конце 90-х. В таком формате разглядеть что-либо совершенно нереально, поэтому и эту фотографию, и фотографии двух половинок карты можно открыть в исходном размере. Музей московского метро

Северное полушариеМузей московского метро

Южное полушариеМузей московского метро

Кстати, интересно сравнить эти схемы, нарисованные в конце 90-х, с шуточным прогнозом Студии Лебедева на 2100-й год. Музей московского метро

Все части рассказа:
Часть 1, как появилось метро и общее впечатление от музея.

Часть 2, история метро в схемах

Часть 2.5, история метро в билетах и жетонах

Часть 3, путевая техника

Часть 4, прочие музейные интересности и завершение рассказа