Музей московского метро, часть 1

Находится это занимательное место на станции Спортивная, в музей ведёт невзрачная дверца около выхода в город южного вестибюля (это тот, который ближе к стадиону).
Музей московского метро

Музей находится на третьем этаже, в двух местах на лестнице висят подсказки 🙂
Музей московского метро

Вот и он! Конечно, любая нормальная организация выставила бы такой музей на самое видное место, но увы. Зато бесплатно/
Музей московского метро

Внутри музея сразу же, «не отходя от кассы», макет эскалатора. Правда он какой-то странный — не уверен, что воспроизведён точно.
Музей московского метро

Второй крупный макет интересен тем, что показывает метро в разрезе. Хоть и немного неуклюже/
Кстати, сами тоннели копают с помощью тоннелепроходческих щитов — интересные штуковины.
Музей московского метро

Значительное внимание в музее уделено вопросам появления метро в городе. Например, первые осмысленные проекты появились в самом начале XX-го века и, в основном, основывались на идее подземного трамвая.
Здесь представлены иллюстрации к самому завершённому из них. Именно этот проект и лёг в основу будущего метрополитена.
Музей московского метро

Схема веток предполагалась такая. Интересно, что в первую очередь были запроектированы кольцевая ветка вдоль садового кольца и замоскворецкая (зелёная на современной схеме), появившиеся позже сокольнической (ныне красная), построенной в итоге раньше, а также кольцевая ветка вдоль бульварного кольца, так и оставшаяся на бумаге, хотя она ещё долго присутствовала на схемах в качестве возможной.
Музей московского метро

Моделька трамвая крупным планом. Забавно видеть на ней советский герб, явно пририсованный позже.
Музей московского метро

Великий кубист не остался в стороне от фантастической идеи.
Музей московского метро

Наконец, после первой мировой и гражданской войн, в Москве 20-х годов снова вспомнили, что хотели построить метро.
Схема претерпела некоторые изменения. Веткой первой очереди стала сокольническая (ныне красная) с ответвлением к смоленской площади (ныне голубая ветка). Кстати, вторую очередь в итоге открыли тоже в несколько изменённом виде (от Сокола до Театральной на нынешней зелёной ветке и от Пл.Революции до Курской на нынешней синей).
Сама схема здесь повёрнута на 90 градусов (востоком вверх). Картинка в формате 1600х1070 (можно кликнуть, что бы увеличить).
Музей московского метро

Событие, действительно, взбудоражило население. Для счастливчиков, которым суждено было покататься в метро первыми, сделали вот пригласительные билеты.
На верхней картинке нарисована схема метро в момент открытия в 1935-м с расстояниями и временем движения поездов между ними.
Музей московского метро

От трамваев в итоге благоразумно отказались и для московского метро были спроектированы специальные вагоны. Модели вагонов самого первого поколения в музее нет, зато присутствует шикарная модель вагонов второго поколения, которые выпускались с 1939 года и использовались аж до 1983 года.
Музей московского метро

Есть в музее и модельки современных вагонов, правда не столь интересные, хотя и тоже за стеклом.
На экране сзади, кстати, как раз показывались картинки исторических вагонов — так что своими глазами при посещении можно будет значительно больше увидеть.
Музей московского метро

А ещё там есть фотография весьма стильного состава для Праги.
Музей московского метро

Музей московского метро

Вообще, довольно много внимания в музее уделено вопросам развития метрополитена, а также его работникам — героям Второй Мировой войны, руководителям, конструкторам. Мне это было не очень интересно, хотя почитать там есть чего. Из того же, что мне понравилось, но не вписалось в следующие части рассказа, мне понравилась впечатляющая коллекция памятных значков, связанных с метрополитеном,
Музей московского метро

а также фотографии работников, осуществляющих контроль за чистотой воздуха в метро. Под землёй это имеет весьма важное значение.
Музей московского метро

Ну и Владимир Ильич, конечно. Куда ж без него в музее московского метро.
Музей московского метро

Продолжение следует!

Все части рассказа:
Часть 1, как появилось метро и общее впечатление от музея.

Часть 2, история метро в схемах

Часть 2.5, история метро в билетах и жетонах

Часть 3, путевая техника

Часть 4, прочие музейные интересности и завершение рассказа