Как я планирую поездки | Проработка маршрута летнего путешествия

В принципе, подобным образом я планирую все свои поездки по России. Но здесь, раз уж обещал несколько предварительных путевых заметок, речь пойдёт о летнем путешествии.

Итак, первым делом, разумеется, я открываю карту и поначалу довольно долго в неё «втыкаю». Приятно, что Яндекс заботливо показывает две главные реки древней Руси, которые меня интересуют: Ловать и Волхов.

Яндекс-карты, конечно же, не отображают все населённые пункты на таком общем плане, но это и не требуется. Главное — я знаю, что начнётся поездка в Смоленске, а домой я поеду, скорее всего, из Петербурга. В Петербург я поеду из Новгорода — это удобнее всего.

Итак, первая часть поездки очевидна — ничего удобнее берлинского поезда человечество ещё не придумало, чтобы добраться из Москвы до Смоленска. Приятно, что Белорусский вокзал близко к дому, значит не придётся очень рано просыпаться.

Небольшое отступление.
Вообще, вопрос грамотной организации отдыха во время подобных турне играют очень важную роль. Даже за неделю организм жутко устаёт, а уж за две тем более. Поэтому и думать о таких «мелочах» лучше с самого начала, чтобы использовать время по-максимуму, да ещё и полноценно снабдить себя развлечениями, а не валяться по полдня в кровати где-нибудь в Новгороде.

Небольшое отступление номер два.
Так получилось, что практически во всех городах этой поездки (кроме Руссы, Ладоги и Шлиссельбурга) я уже успел в том или ином виде побывать, что значительно облегчает общую навигацию. Приезжая в какой-то город впервые, следует помнить, что полдня-день уйдёт на адаптацию.

400 рублей (стоимость любых билетов я стараюсь округлять до ближайшей сотни, снижая вероятность неожиданных финансовых сюрпризов) — довольно бюджетно.

От Новгорода до Петербурга ходит электричка-экспресс (утром) и есть регулярное автобусное сообщение. Каким способом воспользуюсь я там, пока не знаю, но стоимость будет в районе 400 рублей.

Итак, на карте теперь можно проставить кое-какие отметки и определить белые пятна.

Всего в поездке у меня есть несколько ключевых позиций.
I. Выезжаю я из Москвы.
II. Смоленск.
III. Великий Новгород.
IV. Старая Русса.
V. Старая Ладога.
VI. Шлиссельбург (крепость Орешек)
VII. Пересадочная станция Дно отмечена в основном для удобства.

Синими полосками я выделил ту часть маршрута, которая уже ясна. Маршруты до Старой Ладоги и Шлиссельбурга, видимо, узнавать буду уже в самом Питере, который станет базовым пунктом. Хотя и по нему самому, конечно, я тоже с удовольствием погуляю

Настоящая проблема — добраться из Смоленска в Новгород. Первоначально я выделил для себя два основных варианта: до станции Дно, а затем до Руссы или сразу до Новгорода, а также с пересадкой в Витебске, который тогда тоже был бы включён в обзорную экскурсию.

Теперь я на несколько часов отправляюсь изучать сайт Ржд.

Смотрим. До Витебска из Смоленска вариантов мало. В общем-то, это всего один вариант — прямой поезд, который финиширует в Питере. Но пока туда не надо. До Витебска дороговато, кстати, придётся отдать за час езды.

Но настоящая проблема в том, что этот маршрут Смоленск-Витебск-Новгород никак не стыкуется по времени. На что я посмотрю в Витебске ночью, да и приезд в Новгород тоже не самый удачный.

Что ж, Витебск, который был одной из второстепенных целей поездки, отпадает.

Смотрим другой маршрут. Тот же поезд Смоленск-Питер способен благополучно доставить меня на станцию Дно, расположенную примерно на полдороге между Псковом и Старой Руссой. 9 часов — удастся поспать и из Смоленска отправление достаточно удобное.

Очень важное замечание: поезд ходит только по чётным дням. Это необходимо будет учесть при разбивке маршрута по дням.

Но тут очередные сюрпризы. Этот поезд не стыкуется с Псковскими поездами на Москву, способными доставить меня из Дна в Руссу.

Сюрприз номер два. Кроме того же самого поезда Харьков-Мурманск доехать поездом не на чем. Кстати, на территории России этот поезд ежедневный, только меняется станция отправления: Минск и Харьков поочерёдно. Логика есть в этом.

Итак, в Дне тусоваться почти целые сутки нет решительно никакого желания. Хотя сейчас почти на всех крупных станциях есть недорогие комнаты отдыха, да и поезда можно было бы пофотографировать, это мне не нравится. Поэтому я снова обращаю внимание на проходящие через Дно поезда Москва-Псков и обращаю внимание, что могу, уже через 4 часа после приезда в Дно, оказаться во Пскове. Это мне нравится.

А вообще-то говоря, это очень даже складно получается. Вечером из Пскова я могу отправиться в Руссу встречать рассвет.
600 рублей дороговато, конечно, но, в целом, подобные ходы конём мне по душе. По крайней мере, запасной вариант, заключающийся в том, чтобы доехать до Новгорода из Пскова напрямик на автобусе, всё равно останется при мне.

Приличия ради, проверим также пересадку в Орше. Доехать из Смоленска в Оршу проблем нет.

Но всё равно с тем самым мурманским поездом, способным «закинуть» меня в Новгород, по-человечески он не стыкуется. Справедливости ради я должен отметить, что станцию Орша я всё-таки использую, но для запасного маршрута, о котором в конце рассказа.

Итак, всё-таки Псков! Это приятная новость — погулять по Пскову денёк весьма приятно. Это несколько усложняет маршрут, но зато минимизирует количество поездок вокруг Новгорода, что тоже хорошо, поскольку оставит больше времени непосредственно на город.

Надо только убедиться, что Руссу и Новгород соединяет достаточное количество автобусов.

Кажется, проблем здесь не будет. Хотя кто знает — может удастся присмотреть и прямой путь на Новгород по Ильменю?? Это я постараюсь выяснить.

А вот и маршрут.

Москва — Смоленск, Смоленск — Дно, Дно — Псков, Псков — Русса, Русса — Новгород, Новгород — Петербург. Билеты обойдутся в сумму около 3000 рублей. По-хорошему, многовато, конечно. Но почти половину здесь «съедают» «пляски с бубном» между Псковом и Новгородом.

Ну и куда же я без запасного плана.

Запасной план заключается в том, чтобы была альтернативная удобная дорога из Смоленска в Новгород. И такая дорога есть.
В картинке с расписанием автобусов присутствует пункт назначения Сольцы. Также эта небольшая станция присутствует и на пути следования множества поездов, следующих в Петербург через ту самую Оршу.

Этот запасной план будет значительно, конечно, сокращать предпетербуржскую часть путешествия, вычёркивая оттуда Псков и Руссу, но нельзя исключать и того, что воспользоваться им придётся.

А пока получилась программа очень даже насыщенная. В следующем вступлении к этому путешествию я, наверное, расскажу о том, как буду искать места ночёвок в промежуточных пунктах.

Надеюсь было интересно.

P.s.
В момент написания поста у меня шарики за ролики заехали. Разумеется, для осуществления запасного плана я могу воспользоваться тем же поездом из Смоленска, на котором планируется добраться до Пскова. Орша пригодится только в том случае, если выехать из Смоленска нужно будет именно в нечётный день, когда этого поезда нет.

Список рассказов о Летнем путешествии 2011