1. Без елея гаснет светильник

1 февраля 1910.

Ровно 31 год тому назад, 1 февраля 1879 года вышел №1 «Троицкаго слова». Признаюсь, в 1879 году я робкою рукой ставил №1 на листке, неуверенный, выйдет ли №2. Бог благословил это начинание: по сей день вышло более 1300 №№ листков, в количестве более 140 миллионов оттисков. Благословит ли Господь новое начинание моё — во славу Его? Ду будет Его святая воля. Верую, что, ведь, не мы творим добро, а Сам Он — в нас и через нас творит Свою святую…

Мы живём в тяжелое время. Со всех сторон мрак сгущается: всюду есть великая потребность возжигать свечи. Если наше издание внесёт хоть самую малую искру Божъяго света в народную русскую душу, которая так изстрадалась от окружающего её ядовитого тумана, — и за то слава Богу. Чувствуешь, как всё дельше и дальше уходим от источника света — от святого нашего православия. И что осбоенно прискорбно в среде верузюищ, считающиющих себя православными, теряется основное начало православного мировоззрения, православной жизни.

Люди высокообразованные, верующие как бы потеряв под собой почву нередко позволяют себе разсуждать о предметах веры по своему смышлению, и не подозревая, что в таких вопросах есть непререкаемый авторитет, коему сын православной церкви должен подчинить своё личное мнение. Получается впечатление умнаго, но невежественнаго младенца… Что уж говорить о тех, которые свое смышление ставят выше всякаго авторитета? Беседу с такими о предметах веры, если они назовут себя верующими, кажется, всего практичнее начинать с вопроса: верите ли вы в Господа Иисуса Христа, Бога воплотившегося, воскресшаго из мёртвых и грядущаго судить живых и мёртвых? Верите ли вы в то, что вы сами — грядёт час — возстанете из гробов своих в поледний день? Верите ли вы в сей страшный суд, вечное блаженство праведных и вечныя муки грешных?
И если они на эти вопросы ответят утвердительно, то можно продолжать беседу; если же станут колебаться, уконяться от ответа, то и беседа бесполезны. Есть ещё вопросы подобнаго рода: веруете ли в бытиё злых духов, в тёмное царство сатаны?.. И если не «устыдятся» эти просвещённые люди прямо сказать: «всеконечно веруем, что без этой веры нет и христианства», то есть надежда вернуть им православное мировоззрение.
Иначе — напрасно они себя прельщают, будто они христиане — не говорю уже об их православии. И все эти люди — в недрах православной церкви! Правда, только на бумаге, только считаются, православными, ведь сколько же их! И они воображают, будто принадлежат к православной церкви!.. Не прискорбно ли сознавать всё это? не большно ли чувствовать пастырскому сердцу?

И вот, какими-то полуверами, на деле же — неверами, и пользуется сатана — мы называем прямо этого князя тьмы — и пользуется, что бы подготовлять почву для полнаго неверия в среде православных. И такие-то полуверы не редко стоят у кормила правления в разных сферах русской жизни, они-то нередко и вершат вопросы, касающиеся церкви в ея отношениях к государству, держат в руках своих законодательство, направляют его во вред святому православию и в пользу ересям и расколам. Под их влиянием, отнимается ограждение закона от двора христова, чтоб был туда свободный доступ врагам Цервки, чтобы младенчествущия чада церкви расхищались безпрепятственно волками хищными. Под их влиянием наше юношество начинает стыдиться исповедывать учение церкви во всей его чистоте и полноте, наши писатели, даже из верующих, подслуживаются духу времени, наши ученые боятся пролагать самостоятельные пути в науках естественно-исторических, чтобы не показаться «отсталыми», умалчивают о всемогуществе божьем, чтобы не быть осмеянными от врагов Бога и людей… Что делать нам, чадам церкви?

Когда усиливаются ветры, дерево углубляет свои корни. Будем же укреплять в своих сердцах нашу святую веру. Когда на дворе спускается ночь, усиливают свет в доме. Будем же возжигать светильники веры, умножая елей любви в лампадах сердца. Без елея гаснет светильник: без дел любви, без смиреннаго исполнения Христовых заповедей нет живой веры. Вера без дела мертва есть.

© Дневники Вологодского Архиепископа Никона.

Следующая глава

Оглавление