Головология | §30. Активация сознания

Есть одна крайне любопытная тема, к которой я вот уже несколько месяцев затрудняюсь подступиться. Но извне уже поступило достаточно много подсказок, поэтому я всё-таки попробую, хотя и не удивлюсь, если впоследствии этот параграф перепишу.

Итак — активация сознания.

Начну своим любимым социальным примером. Вы когда-нибудь задумывались, почему одни мужчины писают на стульчак унитаза, а другие это не делают? Оставим сейчас в стороне разнообразные аспекты многочисленных условий этой ситуации, о которых я думаю несколько тысяч человек могло бы написать вполне достойные диссертации по всем видам наук. Но возьмём условный дом с квартирой, в квартире туалет, в туалет заходит человек и… если этот человек мужчина, то некоторый процент таких людей писает непосредственно поверх стульчака, рассчитывая исключительно на собственную ловкость.

Я однажды задумался. Пожалуй, произошло это ещё в детстве и повлияло на всю мою жизнь. Однажды в гостях я подобным образом испачкал стульчак, а хозяйка квартиры, заметив это чуть погодя, сказала мне, что, оказывается, стульчак можно было бы и поднять. Признаться, открытие перевернуло мою вселенную — смысл фразы дошёл гораздо позже, уже когда был подростком.

Вернёмся к другой моей любимой теме, а именно — к локальным социальным взаимодействиям.
Вокруг нас живут, некоторые даже вполне успешно, мудаки, дураки, хамы и прочие люди, совершающие массу не очень приятных поступков.
Снова зададимся вопросом, почему же они так делают?

Потратив немало лет на субъективные и объективные исследования, я получил ответ, который меня поразил. Оказалось, большинство таких людей просто не в курсе, что можно поступать иначе.
Настолько же безумно, насколько просто — оказывается, воспитание и обучение человека является важной частью социальной интеграции.

Какой урок можно попробовать извлечь из необходимости обучаемости? Очевидный ответ, что одна из первичных функций нашего сознания — это самообучаемость.
Конечно, прямое решение многих задач «в лоб» может как принести, так и не принести хороших результатов, а значит любому человеку для успешной мыслительной деятельности требуется некое разнообразие решений.

А что если слово «решение» мы заменим понятием «ответов»?
О чём именно следует думать человеку, чтобы получать ответы, на основе которых производить самообучение?

Если вы спросите меня, то мой ответ — человеку необходимо думать над решением вопросов, поставленных самостоятельно, либо приходящих извне.
Вопросы извне порождаются социальными взаимодействиями, а также школой, природой, а также и такими чертами характера, как любознательность, например.
Для постановки же внутренних вопросов не требуется практически ничего, кроме самого желания такие загадки самому себе формулировать.

Таким образом, активация сознания — как процесс самообучения, как последовательное осознавание многих вопросов — является не только обобщённым признаком разумного существа, отделяющего, например, новорождённого от взрослой личности. Это, также, мощнейший инструмент разрешения жизненных ситуаций любого уровня, в основе которого лежат генерация вопросов с последующими поиском и осознаванием доступных ответов.

Люди с активным сознанием, встретив на своём пути высокую кирпичную стену, спрашивают себя.
Почему? Зачем? Что, если?
Иногда ответа на поверхности не будет, тогда для решения задачи потребуется действие. А иногда ответы окажутся за стеной и правильно будет сломать её.
А иногда правильный ответ может так и не появиться.
Но почти всегда использование инструмента осознавания даёт любому человеку знания, чтобы делать правильный выбор.

Список всех публикаций рубрики «Головология»

Добавить комментарий